Будь одним из тех, кто уже пожертвовал!

RU

“Образованная семья – ключевой фактор развития страны”. Итоги Hard Talk

29.04.2022

28 апреля 2022 г. прошла интерактивная дискуссия «Hard Talk: Impact инвестиции в образование: реалии, вызовы и тренды». Мероприятие проходило в стенах школы High Tech Academy. Помимо обсуждения вопросов, касающихся образования в Казахстане, целью мероприятия было представить результаты исследования эффективности образовательных программ Фонда. Модератором дискуссии выступил директор НПО «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев, в качестве экспертов были приглашены: председатель Совета директоров «Kusto Group» и учредитель Фонда Ержана Татишева Еркин Татишев, президент Алматы Менеджмент Университета Асылбек Кожахметов, директор Фонда «ITeachMe» Захира Бегалиева, президент Общественного объединения «Центр анализа и стратегии «Белес» Серик Ирсалиев.

Один из авторов исследования, Нуржамал Иминова представила итоги исследования, которое охватило период с 2007 по 2020 год. Нуржамал подчеркнула, что Фонд придерживается принципов прозрачности и применяет четкие процедуры отбора персонала и кандидатов, что дает возможность оценить влияние НПО в цифрах. В исследовании была использована комплексная методология, предполагающая большой охват различных стейкхолдеров: опрос общественности, университетов, блиц-опрос среди компаний, фокус группы среди выпускников и стипендиатов Фонда. Наиболее показательным критерием эффективности программ Фонда стала доля трудоустроенных выпускников Фонда – 84% и у большинства наблюдаются значительные улучшения качества жизни. Произведенный по методу ROI коэффициент окупаемости инвестиций составляет 1,3 при самом скромном доходе. Также опрос общественности показал уровень осведомленности о Фонде в 66%. Особенно ценным замечанием была польза обществу, выраженная в доступе к качественному образованию, которую отметили 55% респондентов. Помимо профессиональных знаний, выпускников отличают развитые гибкие навыки, которые они раскрыли, активно проявляя себя в волонтерстве и жизни своих университетов.

Спикерам было предоставлено слово и каждый раскрыл проблемы образования с собственного ракурса.
Еркин Татишев рассказал об истории зарождения программ Фонда и факторах, которые повлияли на выбор его долгосрочной стратегии. Он подчеркнул, что уникальность Фонда состоит в том, что он работает не вширь, а вглубь. Помимо грантовой поддержки, стипендиатам прививаются правильные ценности, они развивают гибкие навыки и учатся ответственности. Дана Жарикова рассказала о своем опыте изучения лучших практик других фондов и подчеркнула, что аналогов Фонда Ержана Татишева нет не только в пределах Казахстана, но и СНГ. Также Еркин Нурельдаемович рассказал, что в созданной им по примеру финской школы High Tech Academy, применяется проектный подход обучения и создана комфортная среда, способствующая проявлению природного любопытства и развитию креативности каждого ребенка. Задача школы – воспитать его гражданином, способным принимать сложные решения. «В этом нет чуда, это – каждодневный тяжелый труд с экспертами и даже маленькие начинания ежедневно дают результаты», сказал Еркин Нурельдаемович. Кроме того, НТА – это инклюзивная школа, где инвалидность – не приговор. В своем выступлении он говорил о деградации, происходящей на уровне семьи. Также он особенно отметил высокий уровень бытового насилия и незащищенность женщин и матерей в Казахстане – в самых низкооплачиваемых отраслях в большинстве заняты женщины, не имеющие доступа к качественной медицине. Поэтому важно выстраивать программы заботы об их здоровье и благополучии.

Асылбек Кожахметов, как представитель частного ВУЗ-а подчеркнул, что образование создает государство, а системное, ответственное и социальное государство способно создать адекватную экономику. Люди приходят в университет за профессией, но в большей степени они выбирают мировоззрение, окружение, поскольку профессии быстро теряют актуальность в очень короткий отрезок времени, а умение смотреть вперед – это истинная ценность. Также Асылбек Базарбаевич отметил ответственность семьи и необходимость просветительской работы, которую должны вести моральные авторитеты, какими были алашординцы. Признавая необходимость развития эмоционального интеллекта, в АлмаУ были введены такие дисциплины, как «служение обществу» и «дизайн жизни», а вскоре будут введены «первая помощь» и «музыковедение». «Все они нацелены на развитие сердца», подчеркнул Асылбек Базарбаевич.

Захира Бегалиева поделилась опытом работы со своей целевой аудиторией, людьми с ограниченными возможностями. На примере семьи в пригороде Алматы можно сказать, что в семьях наблюдается тренд к снижению значимости образования. Вследствие такого мировоззрения серьезный урон несет молодежь с инвалидностью, «они остаются за бортом». Отсутствие качественного образования всегда снижает шансы на трудоустройство. Результаты исследования, проведенного в 2021, показали высокий спрос в освоении диджитал профессий, но они становятся недоступными из-за отсутствия базовых компьютерных навыков. С переходом на дистанционное обучение знания стали еще менее доступными для регионов из-за отсутствия Интернета. Из 700 000 людей с инвалидностью в РК нет представленности в зарубежных ВУЗ-ах и программе «Болашак». Со своей стороны, центр «ITeachme» делает свой вклад в решение проблемы устроенности людей с ограниченными возможностями, проводя профессиональные курсы. Обучено 500 человек, общий фонд заработной платы равен трем миллионам тенге, что является существенным показателем.

Автор книги «Remake: Нация в опасности», Серик Ирсалиев представил результаты своего масштабного исследования, опираясь на международные рейтинги образованности в разных странах. Итоги показали, что среднестатистический казахстанский восьмиклассник неконкурентоспособен по таким показателям, как: цифровая грамотность, читательские и математические навыки, воспитание и др. Дети не способны понимать длинные тексты, синтезировать данные из нескольких источников, репродуцировать остаточные знания, и все это говорит об отставании на три года. Ситуация усложняется отсутствием доступа к Интернету, компьютеру. По мнению Серика Азтаевича, проблему могут решить серьезные инвестиции в пределах 5% от ВВП, прерывание отрицательной селекции в педагогических ВУЗ-ах, повышение статуса профессии преподавателя, повышение планки на входе в профессию, инновационные методы обучения педагогов, цифровизация, а также контроль над реализацией всех процессов. При соблюдении всех этих условий и наличии политической воли самая отдаленная школа аула сможет соответствовать уровню НТА, Мирас и других передовых заведений.

Досым Сатпаев говорил о том, что научно-технический прогресс и образование стали параллельными процессами и социальные сети сегодня становятся одним из факторов социализации детей. Однако главным в образовании должен быть учитель, который поощряет любопытство ученика. Также он подчеркнул, что отсутствие диалога между властью и гражданским обществом не способствует развитию, и показателем разобщенности интересов и приоритетов стала пандемия коронавируса. Январские события также ярко показали, что в условиях сырьевой экономики имитация реформ, отсутствие рефлексии и отсутствие института родительства приводит к потерянным поколениям, бедности, которая переходит из поколения к поколению. «Образованная семья – это ключевой фактор культурного и экономического роста страны и изменения в системе образования должны начаться с признания собственных ошибок», заключил Досым Асылбекович.

Выступления спикеров сопровождались вопросами из зала от представителей НПО, предпринимателей, представителей учреждений образования и активных граждан. Фонд выразил признательность участникам мероприятия за участие в дискуссии. По завершении мероприятия гости были приглашены на фуршет.

Қайырымдылық жасау! Сделать пожертвование!

Пожертвование

Все средства собранные за счет благотворительных пожертвований, будут использованы для выделения дополнительных грантов. До 16 марта 2021 года за взносы, сделанные до 16.00, комиссия составляет 0 тенге!